Закрыть
Закрыть

Серьёзный человек

A Serious Man
Стоит ли вам смотреть фильм Серьёзный человек?


Рейтинг фильма Серьёзный человек на Имхонете: 7.1 из 10 по оценке 3962 пользователей, написавших 227 отзывов

Описание фильма «Серьёзный человек»

Серьёзный человек

Фильм братьев Коэнов «Серьезный человек» (A Serious Man) повествует об истории профессора физики Ларри Гопника, преподающего в одном из университетов Среднего Запада.

Жизнь становится для него невыносимой, когда выясняется, что жена уходит к другому. Подросшие дети доставляют кучу хлопот, да к тому же в его доме поселился брат-бездельник, не способный отвечать за свою собственную жизнь. В адрес Ларри приходят письма с угрозами, его пытается подкупить неудачник-студент, а соседка предстает пред его взором обнаженной.

Что делать? Главный герой фильма «Серьезный человек» Ларри Гопник идет к трем раввинам за советом…

Год выпуска: 2009

Жанр: Драмы

Страна: Великобритания, США, Франция

Продолжительность: 106 мин.

Сценаристы: Джоэл Коэн, Итэн Коэн

Режиссеры: Джоэл Коэн, Итэн Коэн

Интересные комментарии к фильму «Серьёзный человек»

11 июля 2012
Отзыв, возможно, содержит нецензурную лексику. Развернуть
16 апреля 2010

Здравствуй, серьёзный человек.

Сидишь как кот Шреденгера в ящике, и не жив, ни мёртв?

Пациент скорее мёртв, чем жив, пациент скорее жив чем мёртв.

Да, так приходит смерть.

Приходит без крика без шума.

Приходит и заявляет свои права, на всё что ты считал своим.

Она говорит с тобой спокойно.

Она читается в умиротворённых улыбках ребе.

Она - это студент, которому ты ставишь кол, а он тебя покупает.

Она - это сосед, которого ты побаиваешься.

Она - это обнажённая соседка, возбуждающая тебя своим телом.

Она - это другой еврей, который забирает твою жену, а ты желаешь его смерти.

Она - это диагноз.

Она - это ураган.

Она - это неопределённость.

Полная неопределённость.

Состояние подвешенности.

Хаоса.

Турбулентности.

Смерть приходит и забирает твою иллюзию относительно упорядоченной вселенной.

Вселенной такой упорядоченной, что просто заглядение.

Упорядоченной вплоть до газончиков и парковочек.

Смерть, как смерчь, стирает это всё, сея хаос, а ты заворожённо смотришь на неё и не веришь.

Не веришь что она... она просто...

Она просто стирает тебя как формулу с доски, прости... ничего личного.

Она доказывает бездоказательность твоей формулы.

Твоя формула не работает.

Ты подделка, человек, которого не было.

А ты доказываешь стоя у доски что ты есть и ты так.. так серьёзен!

Ты такой серьёзный человек.

Ты с таким серьёзным видом доказываешь что ты - правда есть.

Ты так веришь в серьёзность своих доказательств.

Тех доказательств, которые неопределённость просто сводит на нет.

А ты, такой серьёзный, уравновешенный человек, начинаешь плакать.

А это так несерьёзно.

Ай-яй-яй!

Зачем, зачем ты плачешь?

Почему?

Тебе не удалось доказать что...

Что твоя жизнь - твоя.

Что твоя семья - твоя.

Что твой дом - твой.

Что твоя работа - твоя.

Что твоя репутация - твоя.

Ты всерьёз уверен что что-то контролируешь?

Или всё же неуверен.

И неуверенность нарастает.

Ураган приближается.

Наша серьёзность - это уверенность.

Что вернёт пошатнувшуюся уверенность?

Вера?

Совет мудрых людей?

Ты серьёзно уверен в их способности решать проблемы?

Восстанавливать порядок в космосе?

Они кто, Бог, по-твоему?

Ты серьёзно так думаешь?

Исчезает иллюзия контроля - рождается неуверенность.

Рождается неуверенность - теряется покой и сон.

Почему?

Потому что появляются вопросы.

У тебя нет уверенности, то есть ты не знаешь как всё на самом деле.

Ты не знаешь, вот и возбуждается интерес.

Ты теряешь покой и сон и начинаешь искать.

Ты начинаешь действовать - ИСКАТЬ ответы.

Искать ответы - искать выход.

Что важнее, ответ или поиск этих ответов?

А если ответ найден и родилась уверенность, воцарило спокойствие, то не исчезнет ли она снова?

Мы пытаемся быть серьёзными людьми.

Потому укрепляем нашу уверенность в себе, в собственном контроле.

Для контроля во вселенной её нужно упорядочить.

И мы упорядочиваем..

А жизнь нам подсовывает кота в мешке.

И этот кот - мы.

И мы себя чувствуем очень несчастными в таком положении - то ли жив, то ли мёртв.

Мы доказываем своё существование.

Но у нас нет доказательств

Мы бездоказательны.

Не будь привязан к серьёзности своих доказательств, к себе, к семье, к любимой... ни к чему не будь привязан, так как придёт смерть и, смеясь, всё что ты считаешь собой, всё что считаешь доказанным, серьёзным, она развеет как иллюзию.

Как пыль.

Как прах.

Всё пойдёт прахом.

Все твои попытки.

И что останется тогда?

"Когда правда становится ложью и надежда внутри тебя умирает, что остается?": спросил ребе у подростка.

09 июля 2010

Есть такие фильмы, говоря о которых, всегда сталкиваешься с тем, что никак не можешь по-человечески объяснить, о чём они. И ведь не скажешь, что картины эти такие все из себя сложные. Прямо скажем, не Линч и даже не Кар-Вай Вонг. В какой-то степени такие фильмы просты, как салфетка, но бьют они в самый центр мишени, потому что невероятно похожи на правду, причём как раз на ту, от которой люди как правило и бегут в кинотеатры. Таким был недавний "Гринберг" с Беном Стиллером или не такая уж недавняя "Хорошая девочка" с Дженнифер Энистон и Джейком Джилленхолом. Таким же является и "Серьёзный человек" братьев Коэнов.

По-моему, Ларри Гопника вполне можно причислить к сонму классических маленьких людей. То, что он - физик, который вот-вот должен получить штатную должность преподавателя в университете, да к тому же ещё и правоверный иудей, вряд ли как-то повлияет на его вполне однозначную принадлежность к роду Акакиев Башмачкиных. Да, он находится в совершенно иных обстоятельствах, нежели гоголевский герой, но маленький человек потому и маленький, что не способен себя защитить даже словесно. При этом следует отметить, что история Ларри Гопника - это не трагедия. Она трогательная, забавна, местами грустна, но при этом каждую минуту грозит перерасти в самый настоящий фарс. В жизни вообще хватает нелепостей, и равно или поздно наступит момент, когда нелепости эти хватанут через край, и житьё-бытьё в ту же минуту начнёт напоминать дурдом. Именно в этот момент жизни мы и застаём главного героя "Серьёзного человека".

Ларри и вправду серьёзный человек: он пытается понять жизнь и справиться с проблемами, используя в качестве инструмента математику: "Нельзя понять физику, не зная математики". Жизнь же упорно доказывает ему, что не всё поддаётся структурированию, иногда просто наступает фигня. Вот так, с бухты-барахты. А за фигней идёт другая фигня, следом за которой - третья, и будь ты хоть о трёх головах и клоном Ломоносова, фраза "всяко быват" не исчезнет никуда, потому как бывает действительно всякое. И неприятности, воплощающиеся в самой идиотской и нелепой форме, начинают сыпаться на него, как горох. Вот тут и начинается скрытый фарс.

Братья Коэны где-то откопали целую кучу безумных евреев, показали им всем сценарий и в результате сняли совершенно ни на что не похожий фильм. Идеальный кастинг дал идеальную актёрскую игру, цикличная структура истории - головокружение от ощущения приближающегося дурдома, но это всё хоть и важно, но совершенно не главное. Самое главное - это характеры персонажей, которые, натурально, сводят с ума своей абсолютной флегматичностью, смешанной с уникальной образностью мышления. В результате главный герой попадает из одной нелепой ситуации в другую, ещё более нелепую, загоняя себя все глубже в коридоры творящейся вокруг него психушки; герои второстепенные при этом не только помогают ему в этом, но и живут собственными жизнями, в которых тоже хватает идиотии. Весь фокус заключается в том, что только один Ларри осознаёт свои проблемы. Для прочих все происходящее - тупо жизнь. Никакие вопросы типа "за что это всё мне" и даже просто "что происходит" перед ними не встают. Почему - лучше всего объясняет Второй Раввин, рассказывающий про зубы гоя.

"Серьезный человек" - очень странный фильм о людях настолько обычных, что они очень быстро перестают казаться обычными. Из истории, рассказанной Коэнами, можно смыслов начерпать два ведра и полцистерны, и Бог его знает, те ли это смыслы будут, которые изначально вкладывались авторами. Возможно, фильм и наполовину не так понятен будет тем, кто евреем не является, но как же точно он всем своим естеством иллюстрирует постулат, известный каждому жителю как минимум США: "Shit happens". И пролог про еврейскую чету и диббука-раввина подтверждает это как нельзя лучше. Иногда случается лажа, потому что жизнь - она такая, в ней регулярно случается лажа. И порой совершенно не надо пытаться найти формулу сопротивления этому, как не надо готовить яичницу с помощью Большого Адронного Коллайдера.

09 мая 2010

На мой взгляд главную мысль данного фильма изрёк младший раввин: "...Всё - вопрос восприятия. Видишь ту стоянку? Ничего особенного в ней нет, но если ты никогда не видел прежде стоянок, тебе она покажется прекрасной..."

Фильм о серьёзном человеке, который относился ко своей жизни, как к математическому доказательству.

22 февраля 2010

что я могу сказать об этом фильме?

Лучший оригинальный сценарий? Не возьмусь утверждать. Но оригинальности ему не занимать, это точно. Бальзам на раны, вырезанные штампами и лекалами. Персонажи сами по себе - как фрагменты паззла, перевёрнутые обратной стороной. Сюжет - красивая, выдержанная, местами эксцентричная картинка.

Взрыв мозга? Возможно. Не возьмусь утверждать. Смотрела с Википедией, Гуглом и таки русскими субтитрами, периодически отвлекаясь на прочтение перекрёстных ссылок, усилием воли засунутых в Избранное "на потом". Парадоксы, коты, агуны, геты....

И главный вопрос - что это было? Не возьмусь утверждать. Не уверена, что я поняла Раввина Маршака или братьев Коэнов, но я очень хорошо понимаю главного героя...Когда с серьёзным человеком происходят абсурдные вещи, которые невозможно свести к решению даже исписав всю доску или тетрадь - он начинает искать ответ везде, даже там, где раньше не привык ни искать, ни находить... и часто теряется там окончательно.

В следующий раз, когда серьёзному вопросу будет угодно застать меня врасплох, я почти уверена, что память выдаст на гора "don't you want somebody to love". И это хороший, в общем, ответ)) Не лучше и не хуже любых других.

Отличный фильм!

30 января 2010

есть такая категория фильмов: они прекрасны, но я не могу их смотреть. теперь вот уже два примера имеются (первый — "Синекдоха, Нью-Йорк"). "Серьёзный человек", впрочем, куда легче, но всё равно. это фильмы о невыносимой тоске и безысходности. впрочем, какие-нибудь "Розенкранц и Гильденстерн" тоже о безысходности, но там она драматичная, а тут удушающая и гнетущая. невыносимо же.

"Синекдоху" я в итоге скачала снова, пусть себе лежит. "Серьёзного человека", наверное, тоже скачаю.

но смотреть это — только если совсем уж вешаться решу. оно ж тяжёлое, как гиря.

25 августа 2013

Мне фильм понравился. Понравился той мыслью, что в нашем мире хорошая доля эгоизма еще никому не помешала. Будь ГГ чуть-чуть пособраннее, дал бы сынку своему волшебного пенделя, загнал бы на крышу и пусть настраивает эту чертову антену. 13 лет ? Гайдар в 16 лет полком командовал. С брательником сложнее, но думаю можно было бы найти выход, что бы он начал жить самостоятельной жизнью и тогда дочь меньше зависала в клубе.

Шикарнейший сценарный ход со смертью несостоявшегося нового мужа его жены. Все катилось к свадьбе и тут БАЦ - нелепейшая смерть из-за левого поворта через двойную сплошную в условиях ограниченной видимости. Матом, благим матом орала дурында.

И сцены с его адвокатом - очень позабавили. Такие же нелепицы, как и с адвокатом в "Человек которого не было".

Вообщем рекомендую к просмотру всем нынешним и будущим тюфякам, рохлям и прочим мягкотелым личностям.

05 августа 2013

Кино о человеке, у которого всё идёт под откос.

Когда досмотрел испытал наслаждение от того, как бессмысленно я потратил полтора часа своего времени. Как бы это парадоксально не звучало.

29 мая 2013

Мне очень жаль этого человека, практически весь фильм прождал когда же у него наступит тот момент когда он взорвётся, но нет всё оказалось на много глубже, и драма превратилась в комедию

15 апреля 2013

Это история Йова без библейской глубины.

Герой задавлен непоятно чем: воспитанием? шатким положением на работе? паразитом - братом? женой? Жена ему совершенно чужой человек (изначально?). С детьми - ничего общего, особенно на фоне соседа с сыном.

Чем Ларри был поглощен до того, как на него посыпались пробемы? Вроде не работой...

Короче, фильм о формальной жизни человека с проблемами внутри неизвестной этиологии.

Торнадо (рак, смерть) уносит ВСЁ - это и есть глубокий философский посыл всем нам от братьев Коэн?

Прекрасная игра всех актеров.

1 ноября
А почему же тогда такая низкая оценка?
26 февраля 2010

Ну, не знаю;) Если многие видят евреев снаружи. то я , извините, вижу изнутри:) Поскольку-постольку родился и прожил свои нежные лета во дворе синагоги.

Это я теперь знаю, что это, а тогда это было имя собственное, как... "индпошив", "йдальня".

А соседские Пейси Симховны неизменно называли меня Мойша:)

Вот эта покорность, непротивление судьбе - оплатить похороны любовника жены...:)))))

Эти незабываемые сцены:

- вот как он там сообщал о подметных письмах!:) - (тебе не стоит волноваться, я не согласен, но правление имеет мнение..., но я тебе ничего не говорил...)

- может ли Сальман есть, нет, не может, - может ли Сальман спать - таки нет, но Сальман умный человек, хоть и не раввин... И что случилось с Сальмоном? - Ничего, он вернулся к нормальной жизни.

- а сцена со взяткой? :) - Догадка! - Осень неопределенный!

- или, - ты подумай о детях, я хочу ритуального расторжения брака, так что перебирайся в отель, там тебе будет лучше:)))

- и, наконец, при всей бытовой глупости, Артур - седьмая вода на киселе - пишет математический трактат (Ментакулус) о строении вселенной, с использованием теории множеств.

- "Мы - евреи, у нас есть глубокий колодец традиций, чтобы понять. Когда приходят трудности, у нас есть истории, которые нам передали люди с такими же неприятностями..." Женщина говорит.

Как это знакомо! Смеялся до слез, а может это было от печали?...

Захватывает с первого кадра и до последнего:))

- Эти лица...

"Все, что с тобой случается, принимай просто."

Раши.

Смотрел и смеялся в третий раз 13 04 13.

1 ноября
Эйнштейн как - то сказал, что если, согласно квантовой теории, наблюдатель создает или частично создает наблюдаемое, то мышь может переделать вселенную, просто посмотрев на нее. Шредингер доказал, что обычный кот может существовать в математических условиях «собственного состояния», когда утверждение, что, кот мертв, и утверждение, что кот жив, в равной степени имеют смысл, причем утверждение, что кот и жив и мертв, тоже имеет смысл. Вигнер дополнил аргументы Шредингера, показав, что даже если кот стал определенно мертвым (или определенно живым) для одного физика, то он остается как мертвым, так и живым для другого физика, находящегося вне лаборатории. Роберт Антон Уилсон (автор этой книги) без математических формул и узкоспециализированных понятий психологии доказал, что подобные «чудеса» происходят на каждом шагу нашей повседневной жизни. Квантовая психология - наука XXI века, объясняет, как наблюдатель создает наблюдаемое, о закономерностях и парадоксах этого процесса. Книга, написанная с живым юмороми снабженная практическими упражнениями в конце каждой главы, создана как учебное пособие для тех, кто хочет разобраться, в какой реальности он живет и как можно с ней обращаться.
Анонс к книге "Квантовая психология" который со спокойной совестью можно адресовать и к данному фильму:)
1 ноября
Эх! По-больше бы таких зрителей!!!
1 ноября
Смотреть фильм надо только с субтитрами, не представляю, как его можно дублировать. Какая речь! Какие интонации! А в прологе на идише говорят (если дословно) "У тебя голова на месте", по-русски пишут "Ты рациональный человек".
15 января 2013

Особняком в моей личной ретроспективе Коэнов стоит и фильм “Серьезный человек”, в котором братья Коэны впервые обращаются к своему еврейскому наследию. Где-то я прочитал, что в переводе на иврит название этого фильма звучит гораздо лучше: “Хороший еврей”. Удивительно то, что этот фильм появился так поздно. Видимо, самим Коэнам, наконец, понадобилось понять, чем были для них годы жизни в еврейской общине пригорода Миннеапполиса. Фильм можно назвать “биографическим” в том смысле, что он впервые показывает среду, в которой они выросли. Концентрация всего еврейского на квадратный сантиметр кадра просто зашкаливает. То как люди говорят, двигаются, жестикулируют, да что там — как суп едят, это все абсолютно достоверно еврейское. Это такая же загадка, как с еврейскими глазами, которые опознаются безошибочно у евреев с любым цветом кожи. Раввинская мудрость и раввинский фольклор — это тоже уникальный этнический материал, в который надо вслушаться. Зрители, у которых нет опыта общения с компактными еврейскими сообществами, могут испытывать определенные трудности в понимании этого материала. Универсального антисемитского багажа уже недостаточно. Этот фильм про то, как трудно в Америке быть общинным американцем — евреем, мусульманином, амишем, неважно. Община оберегает и пестует тебя, но совершенно не готовит тебя к жизни за пределами общины. Даже если ты был “хорошим евреем”, с твоей жизнью может приключиться такое, что ни младший раввин, ни старший раввин не смогут тебе растолковать мудрость твоего еврейского Б-га, который все так странно управил. Фильм, конечно же не рекомендуется людям с врожденным антисемитизмом, поскольку и без того горькие чувства гарантировано станут еще горше.

Приятно было встретить в роли младшего раввина рабби Скотта не кого-нибудь, а Ховарда Воловитца из “Теории большого взрыва”.

31 октября 2012

Коэновская ироническая интерпретация ветхозаветной притчи о праведнике Иове, которого Дьявол по сговору с Богом испытывал на праведность, насылая всяческие лишения. Притча заканчивается бурей и явлением в ней Бога. (Во избежание упреков в спойлинге скажу, что в фильме не так ). Бог является праведнику, поскольку тот выдержал, не соблазнился, и объясняет Иову суть посланных испытаний, а именно: Бог хочет научить нас смирению и послушанию, чтобы мы не пытались проникнуть в то, что непостижимо. Бог открывает Иову существование в мире злой воли – падших духов. Победа над ними достигается праведностью, терпением в страданиях и упованием на силу Божию. Поэтому и страдания Иова являются не следствием гнева и суда Божия, а есть следствие борьбы и действия враждебных Иову сил. Вкратце так. Притча Коэнами изящно отредактирована, а стеб над ортодоксальным иудейством нежен и тонок. Авторам таки простительно.

Для меня братья Коэны - шаманы с приворотной специализацией. И слова другого для своего отношения не подберу, кроме как в л ю б и л а с ь. Помню, как посмотрев пятнадцать минут, выключила "Серьезного человека"(ну и муть). Это было первое знакомство с Коэнами. Прошло не так много времени. Я смотрю тот же самый фильм - и мне нравится в нем все. И как это можно объяснить?

29 апреля 2012

Русскому человеку ни о чём не скажет этот фильм, мне лично он показался ТАКИМ бредом, что даже если бы тема евреев мне была близка я бы всё равно поставил этому фильму 2 из 10. Какой никчёмный артхаус!!! Кончился ну просто ничем. Я не любитель троллить фильмы, поэтому говорю искренне, что жалею что посмотрел эту херню, просто повёлся на кучу хороших отзывов.

22 марта 2012

Братья Коэны сняли фильм по мотивам анекдота про мужика, у которого совсем все не получается, его преследуют неудачи и даже жена уходит к другому. Просто так, из уважения к огню. И вот уже совсем обессиленный он грохается на колене, чтобы спросить у Б-га за что ему все это, каково его прегрешение, что настолько страшна месть. И небеса ответили ему "Ну, не нравишься ты мне, не нравишься".

Ларри Гопнику небеса не отвечают даже этого. И попытки достучаться до Б-га через равинов успеха не умеют: они либо заводят старую, давно уже выученную до дыр пластинку о неисповедимости пути Господнего, либо уже давно сошли с ума...

Нет, пути Его, конечно непредсказуемы, но Бог в нынешнем мире это этакий вариант кота Шредингера, он то ли жив, то ли мертв. А может быть его и вообще нникогда не существовало? И главное, в отличии от известного парадокса возможности проверить и пощупать у нас нет. А, значит, нам остается только верить и надеяться...

А еще, бар мицва режиссеров кажется прошла примерно в то же время и в тех же местах, что действие фильмов. И если есть произведение больше подрывающее веру в Того-кого-нельзя называть, чем "Серьезный человек", то это книга Иова... Правда, там Создатель в какой-то момент берется за ум и спасает несчастного праведника. Судя по последним кадрам фильма Ларри Гопнику повезло гораздо меньше, а нечего по христианскими плпами беседовать)

При использовании информации о фильме «Серьёзный человек» ссылка на Imhonet.ru обязательна.